Восточное консалтинговое бюро
объединения "Экополитех"

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – важнейшая сфера экономики, хозяйственного комплекса территориально-административной единицы. Ежегодная потребность в расходах на ЖКХ доходит до 50 % муниципальных бюджетов. Причем более 80 % стоимости услуг в ЖКХ – это оплата электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Остальное – жилищные услуги, то есть управление недвижимостью, вывоз отходов, содержание территории.

Экономическая и политическая ситуация в Украине, приводит к резкому снижению государственного дотирования энергоснабжающих компаний и их потребителей, что влечет за собой повышение тарифов на энергоносители. В этих условиях, необходимость в разработке и реализации целенаправленной политики энергосбережения особенно актуальна. Энергосбережение приобретает важнейшее значение, и его можно рассматривать, как дополнительный резерв энергии и финансовых ресурсов.

Термины и определения

Энергосбережение – это рациональное использование существующего энергетического ресурса. При этом в первом приближении энергосбережение может оказаться не всегда экономически выгодным, приводить к нарушению санитарных норм, снижению объемов выпуска продукции, требований к обеспечению комфортных условий, нарушению экологического баланса территорий и т.д. Однако, при правильно выбранной стратегии энергосбережение в конечном итоге обязано быть эффективным.

Энергоэффективность – процесс, связанный с выбором оптимального использования энергетических ресурсов с учетом экономической, экологической и социальной составляющих в определенный промежуток времени, приводящий к уменьшению затрат на их приобретение.

Энергетический менеджмент (ЭМ) – система управления процессом энергопотребления, направленная на достижение максимального уровня энергоэффективности потребления энергоресурсов, при минимуме затрат на них.

Система энергетического менеджмента (СЭМ) – это часть общей системы управления, включающая комплекс организационных мероприятий, технических средств, и в конечном итоге, программно-методического обеспечения, которые позволяют руководству структуры любого административного уровня принимать оперативные управленческие решения, направленные на достижение минимальных затрат, связанных с потреблением топливно-энергетических ресурсов без снижения санитарных, экологических и других требований, а участникам процесса потребления ресурсов – поддерживать установленные нормы и правила.

В общем виде структура службы энергоменеджмента носит иерархический характер, и может бать представлена в виде следующего алгоритма (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм построения и функционирования системы энергоменеджмента

Служба энергетического менеджмента – часть системы энергоменеджмента охватывающая людские ресурсы, аппарат управления, системы учета, контроля и анализа эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающая формирование, внедрение и достижение целей в сфере энергоэффективности.

Внедрение энергетического менеджмента позволяет получить детальную картину потребления энергоресурсов, определить оптимально необходимое количество их потребления при соответствующем качестве, определить наиболее доступные виды энергоносителей, позволяющие получить максимальный экономический, экологический и социальный эффекты. Позволяет планировать объемы потребления энергоносителей на будущие периоды, контролировать плановые показатели и оптимизировать ограниченные финансовые ресурсы для реализации проектов энергоэффективности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ И ЕЁ ОПИСАНИЕ

Создание и внедрение в структуру административного управления города, района, области системы энергоменеджмента, направленной на повышение енергоефективного использования топливно-энергетических ресурсов, включая местные и нетрадиционные (возобновляемые), снижение объемов и бюджетных затрат на потребляемые конечные энергоресурсы в бюджетной сфере, особенно в системе ЖКХ. В первую очередь предлагается провести работы в бюджетной сфере и ЖКХ, где ограничены финансовые средства, а материально техническая база морально и физически устарела.

Вновь созданная структура энергоменеджмента должна быть обеспечена методическими материалами, должностными инструкциями, нормативной базой, программными и техническими средствами, необходимыми для организации и работы автоматизированного рабочего места (АРМ) энергоменеджера.

Рабочее место энергоменеджера состоит из персонального компьютера (ПК) подключённого к интернету. ПК должен быть снабжен программой, которая при помощи интернета периодически связывается с удаленным сервером. На сервере размещена авторская программа разработчика «ВКБО «Экополитех», которая в свою очередь получает показания с «интеллектуальных» приборов учета, подключенных к соответствующим каналам связи, которые потом обрабатываются базовой программой. Впоследствии обработанные данные формируются в графики или цифровые показатели, удобные для просмотра и анализа.

Данная система позволяет контролировать потребление энергоресурсов в оперативном режиме, исключить сверхнормативное потребление и планировать эффективное расходование финансовых средств.

Программное обеспечение настраивается индивидуально для каждой локальной сети, в рамках технического задания, и адаптируется для конкретного потребителя, но в то же время может быть использовано в аналогичных сетях других потребителей (рис. 2).

Сбор информации для АРМ энергоменеджера в административной единице можно разделить на уровни внедрения ЭМ.

Первый уровень, включает в себя съём информации о потреблении энергоресурсов в целом по объекту:

  • электроэнергия;
  • тепловая энергия;
  • потребление топлива (газа);
  • потребление холодной и горячей воды;
  • наружная температура воздуха;
  • естественная освещенность;
  • количество посетителей объекта.


Рис. 2. Автоматизированное рабочее место (АРМ) энергоменеджера

Второй уровень дополняется углублённым исследованием структуры потребления электроэнергии. Потребленная электроэнергия разбивается на группы:

  • освещение;
  • климатическая техника;
  • оргтехника;
  • специальное оборудование (печи, станки, мед. оборудование и т.д.).

Также на втором уране производятся замеры освещённости, влажности и температуры каждого помещения в здании. Также рекомендуется установка датчиков задымления и СО2.

Объекты группируются по следующим группам:

  • школы;
  • детские сады;
  • админ. здания;
  • больницы;
  • общественно-культурные здания.
  • многоквартирные жилые дома

Вся собранная информация передаётся на сервер предприятия «ВКБО «Экополитех» обрабатывается оригинальными алгоритмами, и выдаётся на АРМ энергоменеджера территориально-административной единицы в виде таблиц и графиков. Так же энергоменеджер может отслеживать всю получаемую информацию в режиме реального времени.

Данные обработанные на сервере отображаются на экране компьютера энергоменеджера, и имеют следующий вид:


  1. Показания температуры наружного воздуха.
  2. Показания температуры внутреннего воздуха.
  3. Показания освещённости.
  4. Показания влажности.
  5. Показания % СО2.
  6. Показания текущего (моментального) расхода эл. энергии.
  7. Показания удельного расхода эл. энергии на 1 человека.
  8. Показания теплового счётчика.
  9. Показания удельного расхода тепла на 1 человека.
  10. Показания удельного расхода тепла на 1 м2.
  11. Показания счетчика воды.
  12. Показания удельного расхода воды 1 человека.
  13. Показания счетчика газа.
  14. Показания удельного расхода газа 1 человека.
  15. Количество персонала.
  16. Количество посетителей.
  17. Показания выброса СО2.
  18. Показания выброса СО2 удельно на 1 человека.
  19. Показания выброса СО2 удельно на 1 м2.
  20. Индикация выброса СО2 относительно показаний энергосертификата.
  21. Индикация расход эл. энергии на освещение относительно показаний датчика освещённости.
  22. Индикация расход эл. энергии на освещение относительно данных энергосертификата.
  23. Индикация расход тепла относительно температуры воздуха.
  24. Индикация расход тепла относительно данных энергосертификата.
  25. Отображение стоимости энергоресурсов, израсходованных на данный момент времени.
  26. Удельное отображение стоимости энергоресурсов на 1 человека, 1 м2.
  27. Зависимость расхода газ, тепла от температуры.
  28. Прогноз потребления газа, тепла привязанный к прогнозу погоды.
Вся полученная информация отображается в виде графиков.

Также есть возможность формирования отчётов потребления энергоресурсов за выбранные периоды времени по всей собранной информации, как в графиках, так и в таблицах (рис. 3).

В результате обработки информации, энергоменеджер получает на своем мониторе финальные показатели, имеющие следующий вид:

  1. Удельный расход тепла на 1 человека, 1м2, удельная стоимость.
  2. Удельный расход электроэнергии на 1 человека, 1м2, удельная стоимость.
  3. Удельный расход газ на 1 человека, 1м2, удельная стоимость.


    Рис. 3. Вид монитора АРМ Энергоменеджера
  1. Удельный расход воды на 1 человека, 1м2, удельная стоимость.
  2. Коэффициент отношений фактических расходов к расчётным расходам, которые зафиксированы в энергосертификате.
  3. Коэффициент отношений фактических расходов к целевым расходам (идеальным расходам ТЭР после реконструкции здания).

Финальные показатели автоматически сравниваются со зданиями в своей группе, после чего происходит сравнение этих показателей между группами:

  • школы;
  • дошкольные учреждения;
  • учреждения охраны здоровья;
  • административные здания;
  • культурно-массовые учреждения;
  • многоквартирные жилые дома.

Анализ этой информации позволит определять «проблемные» группы и объекты, требующие особого внимания энергоменеджера.

На третьем уровне внедрения добавляются данные с энергопостовляющих компаний (облэнерго, тепловые сети, водоканал и т.д.):

  • объёмы отпущенной электроэнергии;
  • объёмы отпущенного тепла;
  • объёмы отпущенной воды;
  • потребления топливно-энергетических ресурсов.

На рисунке 4 изображена принципиальная схема сбора данных с объекта.


1. Счетчик электрический. 2. Газовый счётчик. 3. Счетчик холодной воды.
4. Счетчик горячей воды. 5. Тепловой счетчик. 6. Датчик температуры.
7. Датчик влажности. 8. Датчик освещённости. 9. Датчик тока розеточный .
10. Датчик тока освещения. 11. Датчик СО2 . 12. Контролер локальный.
13. Персональный компьютер. 14. Источник бесперебойного питания. 15. Турникет
Рис. 4. Структурная схема получения информации для АРМ энергоменеджера


Контролируемые объекты комплектуются приборами съёма информации в соответствии с выбранным уровнем внедрения. Электронное оборудование, используемое в построении системы сбора информации, подключается по 2/3 проводной схеме. Подаваемое питающее напряжение 12 V и есть ограничения по выходному току 20 мА и в случае нештатной ситуации автоматически отключается, и сигнализируют об отказе измерительного канала.

Сигналы с датчиков 1…11 поступают на локальный контролер (12) который преобразовывает и приводит их к стандартному виду. Контролер выполнен на AT Mega 16/32 и через гальванически развязанный интерфейс RS-485 с протоколом Modbus отдает собранную информацию на ПЭВМ, объём, и скорость передачи массива информации позволяют использовать любую ПЭВМ с Windows XP.

Весь комплект оборудования оснащён источником бесперебойного питания. Все элементы оборудования являются абсолютно безопасными для обслуживающего персонала и находящихся в помещениях посетителей.

В процессе дальнейшей работы и возникновении потребности перехода на другой уровень внедрения ЭМ, существует возможность доукомплектовать объект приборами до более высокого уровня внедрения. Вся собранная информация архивируется и хранится на сервере «Экополитеха», и будет доступна для работы в любой момент.

Мониторинговая таблица финальных результатов передаваемых на АРМ «Энергоменеджер» данных имеет следующий вид:

Особенности нашего подхода к организации энергетического менеджмента заключаются в том, что при учете электрической энергии потребители разделяются по категориям: освещение, оргтехника, бытовая техника, климатическая техника и др. что позволит объективно судить о структуре (составе) расхода электрической энергии в формировании затрат на единицу продукции.

Авторский алгоритм АРМ энергоменеджера предполагает расчет энергопотребления, как в абсолютных величинах, так и в удельных на единицу продукции (ученик, посетитель, больной, на 1м3 или 1м2 здания).

Учет всех энергоресурсов (электроэнергия, вода, газ, топливо и др.) производится в режиме реального времени, что дает возможность оперативного контроля над потреблением ресурсов, и управления этим процессом, что позволит делать более глубокий анализ и рекомендовать принятие не только технических, но и административно-экономических решений.

В процессе сбора и обработки данных учитываются не только энергоресурсы, отпущенные потребителю, но и потребляемые генерирующими компаниями, что позволяет руководству района проконтролировать полный цикл движения энергоресурсов от поступления их в генерирующую компанию (котельные, ТЭЦ и др.) до непосредственного использования потребителем. Видеть реальные, а не расчетные потери энергии на каждом этапе в режиме реального времени.

При анализе потребления проводится сравнительный анализ с аналогичными объектами, находящимися в других городах. Так же программа может прогнозировать расход теплоносителя, опираясь на прогноз метеостанций.

Структура отдела ЭМ

Отдел (служба, департамент) энергоменеджмента организовывается как постоянное штатное подразделение администрации города (района, области).

Начальник отдела – профильный заместитель руководителя административной единицы. В его подчинении находятся группы, отвечающие за объект:

  • школы;
  • дошкольные учреждения;
  • учреждения охраны здоровья;
  • административные здания;
  • культурно-массовые учреждения;
  • многоквартирные жилые дома.

В каждой группе по 2-3 специалиста (энергоменеджера) которые обслуживают 50-60 зданий каждый.

В обязанности энергоменеджеров входящих в группы входит:

  • сбор и анализ данных энергопотребления объектов;
  • подготовка рекомендаций для повышения энергоэффективности работы объектов;
  • рассчитывать и подавать на утверждение обоснованные базовые уровни, лимитов потребления энергоресурсов;
  • собирать и анализировать данные о выполненных и запланированных капитальных и текущих ремонтов, модернизациях, связанных со снижением энергопотребления;
  • разрабатывать технические задания на выполнение работ связанных с повышением эффективности энергопотребления зданий (объектов);
  • участвовать в разработке технических заданий на техническое обслуживание инженерных систем зданий, для повышения с эффективности;
  • готовить предложения о включении проектов по повышению эффективности энергопотребления в программу социально-экономического развития;
  • анализировать доступные источники внебюджетного финансирования мероприятий по повышению эффективности энергопотребления;
  • контролировать эффективность реализации проектов по повышению эффективности энергопотребления;
  • готовить самостоятельно программы энергоэффективности и другие руководящие документы в сфере эффективности энергопотребления;
  • взаимодействие с другими структурными подразделениями, а также сторонними организациями по вопросам повышения эффективности энергопотребления.

Так же в отделе необходим технический персонал:

  • инженер системотехник;
  • инженер по микроэлектронике 2 специалиста;
  • инженер электрик 2 специалиста;

В обязанности технического персонала входит контроль над работой оборудования мониторинга потребления энергоресурсов размещённого на наблюдаемых объектах. Такой штат технического персонала может обслуживать до 300–400 зданий.

В штат отдела должны входить 1-3 энергоаудитора, количество энергоаудиторово зависит от количества наблюдаемых объектов.

Проведение внутренних аудитов является обязательной циклической процедурой. Для того чтобы сделать качественную оценку состояния объекта с позиции энергосбережения, необходимы опыт и знания именно специалиста энергоаудитора. В обязанности энергоаудитора входит составление энергосерификатов зданий, как до реконструкции, так и после её, а также по истечению сроков действия энергосерификатов.

К отделу энергоменеджмента должны быть прикреплены сотрудники экономического и юридического отдела административной единице. Решение многих задач поставленных перед энергоменеджерами, невозможно без плотного сотрудничества с экономистами и юристами. Согласования проектов модернизации объектов, правильное оформление документации с поиском финансирования (гранты, бюджетные и не бюджетные средства), а так же проведение тендеров и последующие сопровождение работ на объектах. На рисунке 5 приведена структурная схема взаимодействия отдела энергоменеджмента.


Рис. 5


Для областных районов, где количество зданий в населённых пунктах не велико рекомендуется создаваться единый центр энергоменеджмента, который будет обслуживать весь район. Это шаг позволит оптимизировать затраты на содержания штата специалистов, задействованных в процессе энергоменеджмента.

Аутсорсинг и его преимущества

Для повышения эффективности работы отдела рекомендуется передать на аутсорсинг функцию сбора и анализа информации по энергопотреблению сторонней компании.

Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на поиске решения основных задач, стоящих перед энергоменеджером, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру.

Иными словами, для эффективной работы вовсе не обязательно, выполнять все функции, связанные с основным видом деятельности, часть их можно и нужно возложить на специализированную организацию

Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, так как зачастую услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного персонала.

Передача внешним партнерам функций одного или нескольких звеньев цепочки ценности обладает рядом стратегических преимуществ:

  • возможность сокращения штата организации;
  • более качественное выполнение отдельных функций организации специализированными фирмами;
  • надежность предоставляемых услуг аутсорсером за счет сочетания специализации и опыта уменьшает риски организации;
  • сокращение постоянного штата сотрудников. Компания-заказывающая услуги аутсорсера получает возможность отказаться от постоянного содержания штатных подразделений по направлениям, переданным в стороннее управление;
  • снижение затрат на заработную плату. Сокращение штата – очевидный плюс для зарплатной ведомости, поскольку оплата труда наемных работников входит в обязанности аутсорсера.

Предприятие «ВКБО «Экополитех» предлагает Вам себя как в качестве аутсорсера, так и в качестве подрядной организации, готовой осуществить работы по внедрению системы энергоменеджмента в вашей территориально-административной единице. Основу предприятия «ВКБО «Экополитех» составляют высококвалифицированные сотрудники НТУ «ХПИ», имеющие внедренные научно-технические разработки в области энергетики и энергосбережения.

Многолетний опыт работы наших специалистов в области энергетики и энергосбережения, и всесторонняя поддержка со стороны руководства НТУ «ХПИ», а также возможность использования огромного опыта сотрудников кафедр университета, дает право уверенно говорить о нашем высоком профессиональном уровне.

Имея в своём штате аттестованных энергоаудиторов и являясь авторами и разработчиками программного продукта «АРМ Энергоменеджера», «ВКБО «Экополитех» предлагает свои услуги в качестве аутсорсера. Воспользовавшись нашими услугами, Вы сможете сократить штат отдела энергоменеджмента и направить его усилия на решение основных задач, возложенных на него.

Наше предприятие возьмёт на себя обязанности по сбору информации о потреблении энергоресурсов на объектах, её обработку и первичный анализ. Специалист нашей компании организуют технический надзор и обслуживание аппаратуры, задействованной на наблюдаемых объектах. Энергоаудиторы «ВКБО «Экополитех», которые получили аттестаты государственного образца в НТУ «ХПИ», качественно и своевременно выполнят работы, связанные с энергетическими обследованиями Ваших объектов (энергоаудит, энергосертификация).


Рис. 6. Структурная схема отдела энергоменеджмента с применением аутсорсинговой компании


ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ И ЗАПУСКА СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Работы по внедрению системы энергоменеджмента разделяются на три этапа.

На первом этапе разрабатывается концепция энергосбережения города (района, области) на основе детального обследования объектов генерации и потребления энергоресурсов, изучения технически и экономически целесообразного потенциала альтернативных источников ресурсов, системы учета потребления энергоносителей, системы отчетности, материальной и технической базы. При этом объектами обследования являются, в первую очередь, бюджетные организации, во вторую – объекты ЖКХ.

Второй этап. На основе полученной информации и с учетом бюджета города корректируется программа энергосбережения на настоящий и будущие периоды времени. В такой постановке Программа энергосбережения становится реальной, т.е. учитывает особенности и возможности конкретного города и его районов и финансовой возможности.

Третий этап. Обеспечение персонала службы энергоменеджмента техническими и методическими материалами, обучение энергоменеджеров, отладка АРМ энергоменеджера исходя из условий конкретного населенного пункта.

Для выполнения вышеперечисленных этапов работы необходимо провести энергетическое обследование. В зависимости от результатов оценивается возможность внедрения энергосберегающих мероприятий как организационного, так и технического характера, ожидаемый экономический эффект.

К задаче организационного характера, обеспечивающей снижение затрат на энергоносители, относится создание и постановка службы энергоменеджмента, как постоянно действующей организационно – функциональной системы управления.

В своей деятельности служба энергоменеджмента на первом этапе использует существующие средства учета потребления энергоносителей и средства связи для сбора и накопления информации, а в последующем после выполнения всех вышеперечисленных мероприятий – работает в автоматическом режиме. При этом, осуществляется постоянный мониторинг и сравнительный анализ с нормативными значениями объемов потребления энергоресурсов, а также оперативное управление на стадиях, как генерации, так и потребления. Это приводит к оперативному контролю потребления энергоресурсов и не допущению их перерасхода в период текущего использования, а не при получении счетов на оплату энергоносителей в конце отчетного периода.

Повсеместно, между потребителями и производителями энергетических услуг существует определенное противоречие. Генерирующие компании заинтересованы в увеличении объемов производства, а потребители стремятся к оптимальному (минимальному) потреблению той или иной услуги. Поэтому, одной из задач местной власти является, на основании полученных в результате энергоменеджмента данных, нахождение компромиссного варианта между производителем и потребителем при снижении затрат на энергоносители в местном бюджете.

Внедрив систему энергоменеджмента, предусматривающую учет и потребление энергетических ресурсов, у Вас появится возможность использовать сэкономленные средства на модернизацию и усовершенствование материально-технической базы вверенных Вам объектов бюджетной сферы.

Кроме того, станет возможным привлечение инвестиций, как частного, так и государственного либо иностранного капитала для реализации наиболее привлекательных проектов.

ЮПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

  1. Краеугольным камнем постановки системы энергоменеджмента является проведение энергосертификации (энергопаспортизации) зданий и сооружений в рамках действующего закона Украины от 22.06.2017 года «Про енергетичну ефективність будівель». Стоит отметить, что проводить энергосертификацию объектов имеет право энергоаудитор получивший аттестат государственного образца.

    Собранная информация в результате паспортизации станет отправной точкой для дальнейшего анализа потребления энергоресурсов и работы системы в целом.

    Осуществление энергетической паспортизации и сертификации позволит определить фактический уровень потребления энергоресурсов на сегодняшний день, установить класс энергопотребления каждого из объектов. Оценить реальные теплотехнические характеристики объектов. Полученная информация позволит нам создать эскизный проект системы энергоменеджмента.

  2. В него входят:

    • анализ существующих средств учета;
    • определение качества и оперативности учета и его достоверность;
    • сбор полученных данных и определение фактических норм потребления.
    • структурная схема системы энергоменеджмента,
    • выбор необходимого оборудования,
    • предложения по штатному расписанию и составу службы энергоменеджмента,
    • методические материалы для сотрудников службы энергоменеджмента,
    • предварительный расчет затрат на внедрение системы энергоменеджмента.
  3. Установка необходимого оборудования на точках учета, наладка и тестирование системы.
  4. Подготовка и обучение персонала службы ЭМ работе с программой АРМ ЭМ.

Внедрение системы ЭМ в Украине диктуется не только постановлениями, указами и законами, которые исходят от Президента и Верховного совета, но и здравым смыслом, который должен присутствовать у каждого рачительного хозяина. Все должны понимать, что отапливать атмосферу, увеличивая выбросы СО2, будет с каждым днём всё дороже. В Евросоюзе, куда так стремится Украина, уже многие годы существует стандарт ISO 5001, который регламентирует на законодательном уровне внедрение системы ЭМ в административных единицах и на промпредприятиях. Причем в ЕС всячески стимулируют этот процесс, в частности, если у здания нет энергосертификата, то заключить договор на поставку энергоресурсов (тепло, вода, электроэнергия), сдать помещение в аренду, получить в банке кредит на термомодернизацию здания – просто невозможно!

Мы, в Украине, находимся в самом начале пути по внедрению системы ЭМ. Украина, страна в которой удельное содержание энергоресурсов в единице производимой продукции одно из самых высоких в Европе, будет под пристальным вниманием европейских инвестиционных компаний.

Наши предложения по внедрению системы ЭМ, описанные выше, полностью согласовываются с требованиями ISO 5001 и стандартом ЖКХ Украины «ЕНЕРГОЗБЕРЕЖЕННЯ. СЛУЖБА ЕНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТУ ПІДПРИЄМСТВ ЖИТЛОВО-КОМУНАЛЬНОГО ГОСПОДАРСТВА. ЗАГАЛЬНІ ВИМОГИ», это позволит участвовать в инвестиционных программах ЕС.

Согласно международного и отечественного опыта внедрение система энергоменеджмента позволяет снизить затраты на энергоносители от 10 до 20 %, за счет оперативных возможностей энергоменеджера по управлению потреблением энергоресурсов, оптимизации существующих финансовых затрат на энергоносители, создания благоприятных условий для инвестирования.

Контактная информация: Общество с ограниченной ответственностью

«Восточное консалтинговое бюро объединение «Экополитех»

Украина, 61080, г. Харьков, ул. Эстакадная, 1 оф. 10

E-mail: office@ecopolitech.com

Скачать PDF
Обратный звонок